Часть 1 Акробатические упражнения являются сложно-координационными упражнениями. Для их обучения требуются следующие условия:
- регулярные тренировки
- четкое выполнение всех требований, представленных в описании упражнения
- внимательность при выполнении элементов
- анализ выполнения элементов (например: вы сделали элемент, засняли на видео и потом его анализируете, просматривая по кадрам, сравнивая с идеалом и делаете соответствующие выводы)
- не перескакивать через промежуточные упражнения (например, не умея делать фляг не пытаться делать темповое сальто)
На последнем условии остановимся поподробнее. Если вы хотите быстрее и качественнее
добиться высоких результатов в акробатике, если хотите научиться делать сложные
прыжки (несколько винтов, двойное сальто, темповые сальта и т.п.), то необходимо соблюдать это правило ОБЯЗАТЕЛЬНО! Дело в том, что есть определенная база (базовые упражнения) из которой состоят ВСЕ акробатические прыжки. Эти упражнения формируют в вашем вестибулярном аппарате (орган, отвечающий за координацию) необходимые новые ощущения и у вас пропадает скованность движений при последующем обучении!! В базу входят:
- кувырки
- стойка на руках
- колесо
- курбет
- рондад
Это фундамент акробатики. Если человек не умеет делать что либо из этого, то у него нет
шансов научиться чему нибудь действительно стоящему. Это тоже самое, что пытаться научиться бегать, не умея ходить. Как правило, если человек в возрасте от 12-14 лет не умеет колесо (хоть как нибудь), то обучить его очень сложно.
Дальше, после освоения базовых элементов, идут "продвинутые" базовые элементы:
- фляг
- переворот вперед
- сальто назад
- сальто вперед
- арабское сальто
- сальто и фляг с рондада
Эти элементы важно уметь для того чтобы двигаться дальше. Они дают вторую основу в вашем вестибулярном аппарате. Если вы не будете что-либо из этого уметь, то вообще дельнейшее развитие очень сильно заглохнет. Однако если вы все это будете делать, то дальнейшее развитие будет идти легко и доставлять удовольствие. НО необходимо научиться делать эти элементы с легкостью, в рост и в доскок. В рост это значит что при приземлении (при касании ногами земли) ваше туловище должно быть не более чем на 70 градусов наклонено к вертикали и с поднятыми вверх руками!!! Заметьте ноги могут быть согнуты, это можно будет, потом исправить, но туловище должно приходить с прыжка вертикально с руками вверху!!! Это очень важно! Только если вы умеете так выполнить элемент, то вы можете считать его освоенным.
Все вышесказанное должно быть для вас как аксиома! Только тогда вы добьетесь высоких
результатов!
Часть 2.
В этой части я расскажу вам как быстрее и правильнее научиться делать элементы. То есть уже конкретно по элементам и по порядку их усвоения. Вообще методика обучения должна подбираться индивидуально под каждого человека, так как способности и возможности у каждого разные. Однако общий вид методики он один.
Тренироваться лучше не одному, а как минимум вдвоем или лучше втроем. Причем каждый должен следить друг за другом и смотреть его ошибки и указывать на них. Также очень желательно записывать на видео друг друга, и потом тот, кто выполнял элемент будет просматривать видео и анализировать, что он делал. Это видео можно будет отослать на какие-нибудь акробатические форумы (например http://acrotrix.clan.su/forum ), где более опытные акробаты подскажут, что не так в ваших действиях.
Обучение ведется в 4 этапа:
1 этап - научиться делать "черновой вариант", то есть преодолеть страх и понять суть
элемента. На примере заднего сальто: уметь сделать подобие сальто (перевернуться в воздухе через голову, не через бок, и прийти хотя бы на коленки) без страховки с места. Главное тут как я уже говорил преодолеть страх и идти до конца в элементе не передумывая ни в коем случае.
2 этап - Научиться делать элемент технично. То есть не просто абы как, чтобы элемент получился, а именно технично. На примере заднего сальто: делать сальто с места на ноги, без откидывания головы, с выпрыгом вверх. То есть понять, что как работает и пытаться сделать так как надо. Но чтобы понять это надо научиться хоть как-то делать элемент, то есть пройти 1-й этап. Здесь главное думать при каждом повторе, что ты делаешь! И тут надо начинать подкачиваться, то есть делать ОФП (общая физическая подготовка: подтягивание, отжимания от брусьев, приседания, пресс на шведской стенке) и СФП (специальная физическая подготовка: отжимания в стойке на руках, офп с отягощением и резким начальным движением).
3 этап - Довести элемент до автоматизма. То есть делать элемент без какого либо страха, четко 10 раз из 10-и. На примере заднего сальто: делать сальто с места в рост, с плотной группировкой в доскок с напряженным телом. Свободно чувствовать себя в полете. Думать пока что надо, каждый прыжок анализировать, но более свободно делать его. То есть, чтобы все ошибки исчезли или стали незначительны, например не очень плотная группировка при заднем сальто. Здесь также надо делать элементы с отягощением, в более тяжелых условиях, например: заднее сальто с запрыгиванием на высоту (примерно 10-20 см), но без особого ухудшения качества прыжка. Также пробовать делать разные вариации элемента, но чтобы ты не забыл, как делать стандартный вариант.
4 этап - Довести элемент до совершенства. Этот этап может занимать очень долгое время, может даже всю жизнь. Прохождение этого этапа это многократное повторение элемента. Повышение выпрыга, повышение высоты, скорости, четкости движений. На примере заднего сальто: делать сальто с места в рост в доскок с оттянутыми носками, при любой погоде, в любых окружающих условиях. Эта способность спортсмена выполнять элемент при любых условиях (утомление, смена обстановки, помещения, покрытия, где делается элемент) одинаково по технике исполнения и по мощности, называется - клятость. Заслуженный тренер России, чемпион СССР по прыжкам на акробатической дорожке (тогда это была просто прыжковая акробатика, а дорожка была не пружинящая) Юрий Павлович Аселедкин называл клятость так: "клятость это когда спортсмена помещают в более худшие условия для тренировок, а он делает элемент еще лучше, чем в хороших условиях". В этом этапе также важна психологическая подготовка, то есть не бояться делать элемент на людях, когда на тебя смотрят много людей - эта особенность вырабатывается путем выступления на соревнованиях, показательных номерах и т.п.
Есть много различных обучающих пособий, где рассказывается, как делать элемент и объясняются ошибки и методики их устранения. Опять же повторюсь: только при выполнении поэтапно всех подводящих упражнений правильно можно научиться элементу, если будете перескакивать от элемента к элементу то у вас будут накапливаться ошибки, которые поначалу будут вам казаться несущественными, а потом когда вы захотите усложнить элемент то у вас будут большие трудности (например, не выучив правильный бланш, переходить на изучение винта).
Вот несколько ссылок на обучающие материалы:
Кувырки и вся база: http://sportgymnastic.borda.ru/?1-3-0-00000070-000-0-0#009
Различные элементы: http://sportgymnastic.borda.ru/?1-3-20-00000063-000-0-0-1210948786
Элементы гимнастики и акробатики: http://sportgymn.net.ru/site/elements.php
Коркин В.П. «Акробатика», 1983 г. - http://akrobatika.narod.ru/Kork83d.zip (великолепная книжка с множеством историй про акробатику!!)
Кожевников С.В. "Акробатика", 1984 г. - http://www.rapidshare.ru/702727 (вот тут будьте аккуратны! В книге описана методика тренеровок давних лет!! Обучаться по ней не очень целесообразно! Например заднее группированное сальто в книге рекомендуется делать с откидыванием головы, что является большой ошибкой)
Автор: Closius